Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Особый взгляд

18.05.2017

МЕЛОДИЙ «ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ»...

«Этот стон у нас песней зовется»... Да, умеют классики прицельно формулировать. Больше столетия минуло. А нередко по-прежнему «стонем». Разбавляем такую музыкальную эмоцию целым рядом дополнительных сущностей. Бегаем по сцене, приплясываем... Наиболее спортивно продвинутые могут даже сальто сотворить. Как один из способов «творческого» самовыражения.
От общего фона рябит в глазах, царапает в ушах, толпится в мозгу... Подобное состояние нынче модно называть «когнитивным диссонансом». Проще говоря, в башке все переворачивается.
Внешне вроде музыкально грамотно, гладенько, в русле общих эстрад-ных направлений. Но стандарт он и есть стандарт. Как формально ни изощряйся, далеко за его рамки не выскочишь. И микрофон с плодовитостью кролика продолжает производить «конвейерных» певцов.
Но, слава Богу, есть канал «Культура», как-то противостоящий общей тенденции. А что самое главное, не декларативными заявлениями, не пустопорожними дискуссиями, а конкретно формируемой  телепрограммой. Ее продуманным подбором, убедительным вкусовым уровнем. Речь не о классической музыке, где все это само собой подразумевается. Об эстрадной тоже.
Одним из таких откровений, например, стало выступление группы «Кватро». Репертуар главным образом ретроспективный. Оно, в общем-то, и понятно. Где, как не в довоенном, послевоенном прошлом, найдешь песни такой душевности, экспрессивности, мелодичности, гармоничности со своим временем. Сила их воздействия буквально пронизывающая. Впрочем, как и эффект взаимопроникновения. Тебя в музыку, музыки — в тебя.
А слова?! При всей своей внешней простоте, иногда даже поэтической неказистости, полное попадание в душевную десятку. «Летят перелетные птицы», «Тонкая рябина», «Московские окна», «А снег идет», «Любимые глаза», «Стоят девчонки»…
Все это, как и многое другое, слушал не один, а рядом с девяностотрехлетней женщиной. Своеобразной ровесницей эпохи. Той самой, что их и рождала. Вот, скажем, звучит популярное и всегда актуальное «Как много девушек хороших». Она же, с заметно повлажневшими глазами, говорит мне: «Помню, после войны это было... Нас, молодежь, на субботник в леспромхоз послали... Древесину заготавливали. Вечером домой на старенькой «полуторке» возвращались. А один парень с заигрывающей улыбкой поглядел на меня и вдруг запел как раз эту же песню. Не забыла даже свое смущение. Ведь совсем недавно за вчерашнего фронтовика замуж вышла. Флирт мне ни к чему. Вот и превратила все в шутку».
Приблизительно таким же образом реагировала и на другие исполняемые квартетом песни. Почти к каждой из них находился конкретный фактический комментарий.    
Да что там она с огромной биографией. Даже мне пришлось встрепенуться в тот момент, когда зазвучала «Весна на Заречной улице». Сразу вспомнилась институтская встреча. К студентам приехали тогда еще ничуть не старые и красивые киноактер Николай Рыбников и его жена, тоже популярная киноактриса Алла Ларионова. Боже, как задушевно, искренне звучала тогда знакомая песня в живом исполнении.
Словом, все нами воспринималось не как дежурный песенный дивертисмент, а словно сама история шагнула в квартиру. Сместила ее объем и пространство в некое новое измерение.
А тут еще симпатичная бабуля сгустила атмосферу сожалеющим: «Ой, кто ж это нынче знает такие песни... Кто ж их слушает?» Более того, каким-то вдруг помолодевшим голосом спела пару куплетов из хорошо знакомой ей песни: «Летят перелетные птицы в осенней дали голубой...»
И глаза опять повлажнели. Такое свое состояние прокомментировала лаконичным: «Мой покойный муж ее очень любил. Сам нередко напевал».
Такое вот спровоцированное обаятельными ребятами пересечение во времени и пространстве. Их песен с нашими личными эпизодами бытия.
В тот момент мы, наверное, вместе молчаливо позавидовали сами себе. Прежде всего, тому содержанию музыкальному, на котором проходили ее молодость и мое детство. Как оказалось, так глубоко впитавшие в себя интонацию времени. Иначе почему тогда буквально каждая песня поочередно вызывала некий конкретный отзвук?
Далеко не уверен, что большинству современных такое под силу. Сегодня ведь все чаще в ходу тексты самих композиторов, певцов, переливающие из пустого в порожнее. Эдакая откровенная «пошлинка», притворяющаяся чувством. Кстати, самый неприятный вариант.
Как-то легко забыть, что в идеале хорошая песня — исповедь, молитва, монолог… В более облегченных случаях хотя бы релаксация. И боже нас избавь от явно доминирующего «шоу-центризма», чаще обнажающего не душу, а тело.
Вспомнилось вдруг, что на одной из книжных полок лежит старый песенник. Найдя его, сел рядом с бабулей, и мы тут же составили импровизированный дуэт. Все вокальные моменты были вторичны. Вместе и самозабвенно мы словно путешествовали по волшебной стране воспоминаний. Стране, где со многими музыкальными образами рифмовались какая-нибудь конкретная бытийная ситуация, яркий эпизод. Вот она, сила воздействия настоящего искусства!

Наум САНДОМИРСКИЙ.