Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Особый взгляд

10.08.2017

Пересекла дорогу кошка

<p>10.08.2017</p>
<p><b>Пересекла дорогу кошка</b></p>

Казалось бы, и для самого себя тема не новая. Думал о ней не раз, писал однажды… А вот поди ж ты, никак от себя далеко не отпускает. Да и что значит «думал, писал». Разве то, что тебя порой мучает, тревожит, интересует, вот так сразу возьмешь и исчерпаешь? Даже в Библии одну и ту же тему евангелисты с четырех сторон истолковывают. И все для того, чтобы объемней разобраться, глубже постичь, как можно более исчерпывающе самому себе ответить.

Ну как было оставаться равнодушным после такого эпизода. Невестка утром в Минск уехала, а от жены всем домочадцам категоричная установка — не убирать, не подметать. И вообще, пребывать чуть ли не в состоянии анабиоза. Никаких физических поползновений, не дай Бог!

О, если б только такой предпосылкой ограничилось. Где там… Куда ж денешь из «репертуара» пустые ведра, переход перекрестка по диагонали, не имеющий никакого отношения к автоинспекции. Лишь успевай уставший язык зеркалу демонстрировать.

Проблема не ограничивается рядовыми гражданами социума. Пушкин уж на что гений был, а и то не раз на всяких зайцах да кошках, дорогу перебегавших, попадался. Прямо тебе кошмар какой-то. Тут уж никаких рефлексов не наберешься. Особенно с учетом скорости размножения как одного, так и другого биологического вида. В общем, при фразе «Как только приедешь, сразу позвони» радостно подумал о щадящем километраже маршрута. Не Владивосток все-таки. И главное, чтоб без всяких поломок.

Шутки шутками, но что-то тут и в самом деле не так. На поверку какое-то опошление веры получается. По всем канонам здравого смысла они ну никак соседствовать не могут. С одной стороны, высокая идея чего-то непостижимого. С другой — суетное дергание по поводу многочисленных примет. По широте их «ассортимента» сразу сложности с реагированием.

Откуда ж непреходящая склонность почти все, в том числе и некие высшие силы, низводить до своего уровня. Увы, далеко не всегда воспаряющего до духовных высот.

Казалось бы, двадцать первый век за окном. Где поправочный коэффициент на цивилизацию, техническую начинку бытия? Нету его. Попробуй случайно выйти из дому без мобильника — «ниагара» неприятностей. Иди знай, кем в ту или иную минуту востребован будешь. Того и гляди, такой недосмотр в непростительный запишут. С высокими шансами стать очередной приметой. Жизнь множит сущности, и далеко не все из них бывают логичны.

Парадокс да и только: кругом компьютеры, Интернет, гаджеты и черт его знает что, а из нас язычество какое-то прет. То, что попахивает глубиной веков и рудиментами отжившего. А как же иначе, если ты поверил в очевидность неочевидного факта. И в этот же миг остался как бы вне разума.

Ведь какую примету ни возьми — чуть ли не вопиющее исключение из правил. Да, понимаю, трудно все время оставаться на пиковой точке отпущенного тебе ума. Никто и никогда не обязывался оставаться умным каждый момент бытия. Может, именно в такие минуты интеллектуального, а также упомянутого уже духовного послабления является суеверие и бодренько рапортует: «Приветик! Вот и я…» А ты вместо иронического и прощального помахивания ему ручкой как-то легко и почти безнадежно капитулируешь.

Тут надо честно признаться: быть суеверным — значит добровольно поддаться назойливому искусу. Соблазну с готовностью верить в глупость и пустяки. Разве можно принимать за здравый ориентир исключения из правил? Ну что такое та же перебежавшая дорогу кошка… Паникеру тут только успевай скрещивать пальцы.

Что ж тогда на поверку получается? Суеверие — это такая приземленная, бытовая вера, которая соизмерима с твоими возможностями. «Овоцерковленный» человек верит в высшее, суеверный — в низшее. Главное ж дело, такой выбор далеко не безобиден. Жутко подумать, сколько дополнительных страхов иногда опускает он в твою копилку. Как правило, ложных. Спрашивается, кому нужны эти предчувствия, сомнительные ассоциации. На мой взгляд, активно избавляться от всего этого все равно, что протирать стекла от инея.

И вообще, нет ли тут той же суетной самоподстраховки? Подтверждения того, что многие дурные примеры заразительны. В том числе использование всего «ритуального набора» на всякий случай. Дескать, много времени не займет, а душа хоть чуть-чуть да спокойнее. Не отсюда ли все эти однокоренные суета, суетность, суетливость…

Между тем даже в понятийном словаре Владимира Даля суеверие четко определено как ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо. Но только кто нынче в хрестоматийный четырехтомник заглядывает. Отсюда то и дело возникающая ответная реакция на каждый дурноприметный «чих». Где уж здесь, в какой зазор протиснуться причинной связи между фактом и последствием. Разум логично отвергает, рефлексы услужливо пасуют. Да еще в такой степени, что даже у гениального поэта «суеверные приметы согласны с чувствами души».

В итоге некая условная лестница  разводит нас в разные стороны. Истинно верующий поднимается вверх по ступенькам познания. Суеверный выбирает обратное направление. Его курс —  спуск вниз, где в смутной дымке клубятся шныряющие везде кошки, зайцы, пустые ведра и прочий набор сомнительных ориентиров. Из глубины веков, стартуя аж от первобытных людей, всего этого добра накопилось.

Никто не спорит, быть осторожным никогда не лишне.  Но для такого осмотрительного поведения вполне достаточно просто здравого смысла. Зачем плюсовать к нему все эти лишние, только все усложняющие телодвижения.

… Вместе с тем пытаюсь, как всегда, понять и другую сторону. В частности, задаю себе вполне уместный вопрос: «Нужно ли быть таким строгим, придирчивым?» Зачем-то ведь все это придумывалось, копилось, практиковалось…

Так ли уж обременительно в конце концов обойти черную кошку, зеркалу язык показать, пальцы перекрестить…

Кстати, сам время от времени так поступаю. На всякий случай…

Наум Сандомирский