Рубрики
Ресурсы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Сайт Президента Республики Беларусь
Национальный правовой портал
Особый взгляд

16.11.2017

Села бабушка в автобус

<p>16.11.2017</p>
<p>Села бабушка в автобус</p>

Признаюсь, запланирована была другая тема. Та, в основе которой «отлежавшееся» впечатление. Но вот неожиданно появилось свежее, с сильным послевкусием недавнего события. О нем-то, довольно забавном, а главное, в духе времени, и речь.

… Еду автобусом из Бобруйска в свою «пошехонию». Ну, думаю, сейчас в пассажирском салоне кого-нибудь встречу из знакомых. «За жизнь» поговорим, не особо заземляясь на времени поездки. На самом же деле все оказалось совсем не так.

Во-первых, пробуксовка по части знакомых. Где уж тут словом перемолвиться… Из тех девяти-десяти человек, и наполовину не заполнивших «авто», возможному контакту между собой предпочли «общение» с мобильниками почти все.

Один углубился в какой-то текст. Другой, у окошка, скорее всего студент, тоже истязал некое электронное устройство. Кто-то кому-то уже телефонировал. Видимо, о скорой отправке с автовокзала. Словом, у каждого обладателя были некие свои, почти родственные отношения с мобильниками, смартфонами, гаджетами…

Когда проехали уже почти половину, на одной из остановок автобусное -пространство пополнила румяная, оживленная, бойкая старушка, в руках у которой были корзины со свежими грибами и  ягодами.

Думалось: ну вот сейчас-то хоть кто-то встрепенется, поинтересуется грибной «урожайностью». Ситуация к такому повороту сценария явно располагала. Иногда даже на «автомате» подобные микродиалоги возникают.

Увы, явно не тот случай. Это была не их жизнь, не их сфера интересов. Все как зависли в своей «электронке», так и продолжали оставаться в ее виртуальном пространстве.

Тогда решил сам оживить общую дорожную мизансцену. То бишь ад-ресоваться к симпатичной бабуле по поводу лесных трофеев. Но только собрался это сделать, объект моего интереса решительно достала из видавшей виды куртки «мобильник» и как-то неожиданно бойко застучала по его кнопкам. В тот момент для меня это был почти нокаут! Можно было смело объявлять: «Концерт мобильных инструментов под управлением velcom!» Или что-то в этом роде.

Грустно подумалось: неужели электронно-сетевые эмоции сильнее, предпочтительнее возможных человеческих?! Люди проехали с полсотни километров и слова не проронили. Эдакая электронная версия жизни в автомаршрутных картинках.

А на улицах что, намного лучше? Тоже нередкие (особенно у молодежи) гаджеты с «вожжами», вставленными прямо в уши. Сильно сомневаюсь, что там звучат мелодии «Времен года» Вивальди. У некоторых глаза полузакрыты с намеком на состояние полутранса. Тоже на определенный момент потерянные для общения люди.

Задаю себе прямой вопрос: чем все эти технические «навороты» отличаются от нас? Прежде всего кнопочным алгоритмом и равнодушием. Для них, максимально технологичных, нет разницы между словами «Иисус» и «пылесос». Любую информацию извне воспринимают с одинаковой отстраненностью. Тут трудно выдышать для себя комфортное пространство, где легче ощущать себя человеком, социально активной единицей.

Согласен, телефоны, скайпы, гаджеты, смартфоны совсем неплохо. Специ-фическую роль по упрощению нашего быта исполняют отлично. Но не менее очевидно и другое — на «брудершафт» с ними не выпьешь. О сокровенном где-нибудь в уголочке не пошепчешься. А ведь это так иногда необходимо человеку.

Вместо создания такой атмосферы мир буквально пронизан сигналами сотовой связи. И, боже мой, чего только в нем не транслируется. В том числе пустого, необязательного. Не назовешь те же «эсэмэски» интеллектуальным прорывом в эпистолярном жанре. Вот и получается: консервативное человеческое сознание при любом уровне технического прогресса не дает далеко убежать от самих себя.

Старые бухгалтерские счеты с деревянными фисташками и компьютер взаимно исключают друг друга. А Гомер и Толстой, в отличие от них, — сравнимы.

Или вдруг такой вот литературный экскурс «догнал». Когда лицейский друг Пущин примчался кибиткой к опальному Пушкину. С другом душевно пообщаться захотелось. Стало страницей больше в классической летописи. И где было бы все это, если бы лицеист, как нынче, мобильником «маякнул»? То-то и оно.

На таком технически продвинутом фоне иногда ну просто обрадуешься, мол, как здорово, что вся великая русская литература успела воплотиться до появления компьютера, до тотальной «интернетизации» мира.  И почти такой же полной «видеолизации». Когда «видел» вместо «читал». Время и без того летит, скользит, мельтешит, несется… А мы все «солим и солим селедку». Подкармливаем потрясающую работоспособность, неутомимость мобильника. Еще бы, в отличие от нас, людей, он постоянно занимается «зарядкой». А в его старшем брате Интернете даже копеечные мысли в качестве выскочек приобретают вселенский характер. Невольно поверишь в то, что живем во время самопровозглашенных философов.

Почти у всех отношений и без того своя степень мимолетности. Как и у самой жизни тоже. Зачем  же так минусовать в общении?

Что касается технических возможностей, горизонта их использования, то все это можно только приветствовать. Но, на мой взгляд, при одном обязательном условии — правильном соотношении с горизонтом духовным.

Никаких кардинальных шагов в этом направлении не требуется. Если и нужны компромиссы, то не принципиального значения. Ничего кардинального… Просто уточнение определенных деталей. Техника «бездушна» настолько, насколько бездушны мы сами. Поэтому все, что необходимо, — правильно расставить акценты.

Пока эти мысли в разных комбинациях пересекались в мозгу, километрах в десяти от райцентра в автобус сели девушка и парень. В отличие от всех остальных, в карманы за мобильниками не полезли, нашли рукам другое применение, нежно обняв друг друга за плечи.

Ну, слава Богу, хоть какое утешение… Сколько компьютеры и мобильники ни внедрялись в жизнь человеческую, любвеобильные амуры по-прежнему стреляют стрелами из лука. И при всей дистанционности управления многими процессами с природой, женщиной, ребенком контакт желателен тесный и непосредственный. Всех чувств в мобильник не упакуешь.

В этом и надежда, и одно из сладостных утешений нашего бытия.

Наум Сандомирский.